В Египте все импортируемое мясо должно быть сертифицировано как «Халаль», что означает, что оно было закуплено, сохранено и отправлено в соответствии с исламскими канонами. Получение этого сертификата является ключевым требованием для поставщиков мяса, чтобы иметь возможность получить доступ к прибыльному египетскому рынку.
Правительство Египта выдает лицензии нескольким «органам сертификации» по всему миру, чья работа заключается в том, чтобы гарантировать, что экспортирующие скотобойни соответствуют халяльным требованиям. И хотя правила сертификации многочисленны и сложны, они по-прежнему терпимы, по словам американского экспортера мяса, который сказал, что у них не было проблем с доставкой своей продукции в Египет.
Или, по крайней мере, так было до мая 2019 года, когда министерство сельского хозяйства внезапно дисквалифицировало все сертифицирующие организации Халяль, имеющие право работать в Соединенных Штатах, за исключением одной недавно лицензированной компании: IS EG Halal Certified. Пять месяцев спустя министерство предоставило той же компании эксклюзивные права на сертификацию и в Южной Америке, которая является основным источником импортируемого египетского мяса.
Бразилия экспортировала 171 000 метрических тонн замороженной говядины в Египет в 2018 году, что делает их крупнейшим экспортером говядины в Египет, согласно офису Министерства сельского хозяйства (FAS) в Каире, подразделении Министерства сельского хозяйства США. США поставляют большую часть египетского импорта говяжьей печени и субпродуктов, в 2018 году – 62 200 метрических тонн.
IS EG остается неизвестной организацией для многих на рынке, в том числе для импортеров и экспортеров, а также для иностранных правительств. В майском отчете FAS Cairo описывается, что это неправительственная компания, созданная в ноябре 2017 года, без предшествующего опыта сертификации халяльных продуктов или ранее существовавших связей с американской мясной промышленностью. IS EG начал свою работу только в мае этого года, сразу после решения Министерства сельского хозяйства, говорится в сообщении.
Первым делом компании, спустя несколько дней после того, как она стала эксклюзивным сертификатором, было повышение сборов за сертификацию в Северной Америке, что, в соответствии с расчетами, сделанными Mada Masr, привело к дополнительному доходу в миллионы долларов. По оценкам ФАС, цена на американскую говяжью печень на египетском рынке выросла примерно на 13 LE за килограмм (81 цент).
Расследование, проведенное Мада Маср, показало, что IS EG работает вместе с другой частной фирмой, которая связана с «суверенным субъектом», термином, который используется для обозначения высокоуровневых институтов безопасности в правительстве. Вместе две компании монополизировали многомиллионный бизнес по сертификации импортной говядины в Египте.
Сертификационные фирмы предоставляют услуги по забою скота в соответстви иисламу поставщикам мяса в странах-экспортерах, согласно заявлениям Юсефа Шалаби, бывшего руководителя департамента карантина Главного управления ветеринарных служб.
Комитет Министерства сельского хозяйства периодически посещает бойни за границей, чтобы обеспечить соблюдение египетских стандартов и их регистрацию в египетских посольствах в странах-экспортерах. По данным египетской организации по стандартизации и качеству, эти периодические проверки могут привести к утверждению, отклонению с обоснованием или рекомендации с примечаниями по пересмотру определенных видов деятельности в ожидании утверждения.
Экспортеры мяса в США и Южной Америке десятилетиями без проблем сотрудничали с десятками сертификационных компаний по всему региону. Решение об исключении всех этих фирм ради одной компании без предшествующего опыта стало шоком.
В мае FAS заявила, что получила уведомление от Главного управления ветеринарных служб о том, что семь сертификационных органов, действующих в США, были приостановлены или отклонены без объяснения причин и что IS EG осталась единственным приемлемым органом.
То же самое произошло с органами сертификации в Южной Америке. По словам Серджио Ремелеса, представителя Бразильской ассоциации экспортеров говядины, министерство сельского хозяйства еще не представило каких-либо обоснований того, почему одна компания стала единственным Халаль-сертификатором для Южной Америки.
По словам Шерифа Ашура, импортера мяса, который имел дело с компанией и импортировал через нее несколько поставок, IS EG сразу же повысил плату за свои услуги на астрономическую сумму. Плата за сертификацию одного контейнера (27 метрических тонн) выросла с 200 до более 5000 долларов в США и с 250 до 1500 долларов в Южной Америке.
Процесс, с помощью которого у ряда органов сертификации Халяль были расторгнуты контракты, был произвольным и резким.
Менеджер одного из дисквалифицированных органов сертификации, разговаривая с Мада Маср на условиях анонимности, сказал, что его компания получила уведомление в начале 2019 года, что она будет подвергнута неожиданной проверке. Этот шаг был беспрецедентным за 10 лет работы компании и был совершенно неожиданным, поскольку на него не было подано никаких жалоб, сказал менеджер. Другие органы сертификации подвергались аналогичной процедуре, согласно отчету FAS.
По словам менеджера, представители различных департаментов Министерства сельского хозяйства посетили орган сертификации в Соединенных Штатах для проведения аудита и запросили многочисленные документы, касающиеся деятельности компании, в том числе о сотрудничестве со странами, отличными от Египта. Пока просьба была безосновательной, компания ее выполнила. Чиновники потратили семь часов на изучение и фотокопирование документов, прежде чем покинуть помещение без особых объяснений. Спустя несколько месяцев компания была дисквалифицирована без обоснования.
Несколько других органов сертификации, с которыми Мада Маср связался, отказались комментировать этот вопрос в надежде, что правительство отменит свое решение.
Представитель Министерства сельского хозяйства Мохамед эль-Керш отказался комментировать этот вопрос, сославшись на Мада Масра Ахмеда Абдель Карима, главу карантинного отдела ветеринарной ассоциации. Карим не ответил на вопросы, заданные Мада Маср для этого доклада.
Единственный комментарий Абделя Карима по этому вопросу был сделан в октябре, когда он сказал местным СМИ, что правила и процедуры выбора органов сертификации – это проблема внутри Египта. По его словам, ветеринарно-карантинное управление лучше понимает потребности местного рынка и ни одна страна не имела права возражать.
Отказ правительства решить эту проблему распространяется и на сами отвергнутые органы сертификации. По словам менеджера компании, никому не было предоставлено объяснение их резкой дисквалификации.
Компания пыталась связаться с IS EG сама, в надежде понять, как они каким-то образом соблюдают предполагаемые новые правила, которые никогда не были обнародованы. Менеджер сказал, что секретарь IS EG пообещал предоставить ответы на первый звонок, но больше никогда не отвечал на последующие звонки и сообщения.
IS EG была зарегистрирована в Нью-Джерси в 2017 году и никогда не занималась сертификацией Халяль до 2019 года. (Его включение в 2017 году совпало с кризисом экспорта бразильской говядины после того, как несколько стран мира запретили импорт из Бразилии из-за широко распространенных обвинений в коррупции, что привело к увеличению доли загрязненного мяса).
Документы, полученные Мада Маср, показывают, что основателями компании являются Ваэль Хана, египетский иммигрант в США, и Антраниг Асланян, американский адвокат. Асланян представлял египетское правительство на судебном процессе 2016 года, касающемся реконструкции дипломатического здания в Восточном Резерфорде, штат Нью-Джерси, которое правительство проиграло.
Веб-сайт IS EG начал работу 22 апреля, всего за несколько дней до решения правительства о его сертификации. В нем говорится, что «IS EG является единственным уполномоченным органом правительства Египта для сертификации продуктов Халяль для экспорта из Северной и Южной Америки в Египет и на Ближний Восток», хотя в нем содержится мало другой информации о компании.
Номер телефона, указанный на сайте, зарегистрирован в транспортной компании Loundes Express. Документы показывают, что Loundes Express был основан Ваэлем Ханной в 2015 году. Компании принадлежит только один грузовик, но ее годовой доход составляет около 30 миллионов долларов. Адрес компании указан как 1047 Anderson Ave, Fort Lee, NJ, который является тем же адресом, который указан для IS EG и Aslanian.
Согласно документам, полученным Mada Masr, IS EG сменила юридического консультанта всего через несколько недель после того, как стала единственным органом сертификации. Его новым адвокатом является Говард М. Дориан, адвокат с длительной дисциплинарной историей, который несколько раз отстранялся от работы.
В мае Дориан помог другой египетской импортной компании, специализирующейся на продуктах питания под названием Medi Trade, создать филиал в Нью-Джерси. Ваэль Хана указана в качестве директора компании, и ее адрес совпадает с адресом IS EG, Loundes Express и юридического офиса Aslanian.
Публично доступная информация о Medi Trade скудна и у нее нет веб-сайта, несмотря на значительные операции на египетском рынке. Однако заявления официальных лиц компании предполагают, что она принадлежит государству.
Бывший председатель Medi Trade генерал-майор Ахмед Рефаат в интервью газете Tahrir за 2015 год заявил, что он фактически состоит из группы дочерних компаний и был основан в 1979 году. Компания специализируется на поставках стратегических продуктов питания, таких как нефть и сахар, для Министерство снабжения, сказал он.
Два импортера, которые регулярно имеют дело с Medi Trade, сказали Mada Masr на условиях анонимности, что компания связана с «суверенной организацией». Третий источник сообщил, что эта связь широко известна среди трейдеров и импортеров.
Компания была одной из пяти организаций, которым президентство поручило работать над снижением цен на продукты питания в конце 2015 года, сообщил журналисту Tahrir представитель Medi Trade. Другими субъектами были Вооруженные силы, компания Эль-Масриен и министерства сельского хозяйства и снабжения.
Medi Trade снова оказалась в центре внимания в ноябре 2016 года, когда правительство освободило импорт курятины от таможни. Естественно, за этим последовали крупные поставки курятины в Египет, большинство из которых принадлежали Medi Trade, по словам представителя администрации порта Александрии.
Согласно источникам, сертификаты халяльного мяса выдаются импортерам в Египте только компанией Medi Trade.
Ашур, импортер мяса, сказал, что IS EG сделал Medi Trade единственным дистрибьютором сертификации Халяль, создав узкое место в его бизнесе, потому что он не может выпустить свои грузы, если IS EG не связался с Medi Trade, чтобы вручить ему сертификат. Другой крупный импортер мяса, который говорил с Mada Masr на условиях анонимности, подтвердил эту точку зрения, заявив, что Александрийская торговая палата проинформировала импортеров о том, что Халаль-сертификаты будут выдаваться только в каирском офисе Medi Trade, а не включаться в остальную часть груза. документы, как и было.
Medi Trade не отвечает на запросы о комментариях к этой истории.
Страны-экспортеры мяса, в том числе Соединенные Штаты, осудили решение Египта лицензировать только один орган по сертификации мяса Халяль. По оценкам министра сельского хозяйства Бразилии, ограничение сертификации одной компанией может нанести вред около 20 бразильским бойням, согласно ее комментариям, которые она сделала газете «Al-Mal» во время визита в Египет в сентябре, чтобы обсудить этот шаг.
Колумбия и Парагвай также подвергли критике это решение в октябре и официально объявили, что не будут иметь дело с новой компанией. Frigorifico Concepcion, один из крупнейших экспортеров говядины в Парагвае, также направил официальную жалобу в свое посольство в Каире.
Исполнительный директор IS EG Гамила Маали отрицает повышение цены на сертификацию и вызывает резкий рост цен на импортируемое мясо в Египте, вместо этого утверждая, что отдельные лица распространяли неточные новости для личной выгоды, согласно интервью каирской газеты Al Borsa, опубликованной в октябре. Маали сказал, что IS EG не взимает плату за выдачу сертификатов как таковых. Вместо этого платят за предоставление услуг импортерам, включая оплату труда мясников и надзирателей скотобойни, чтобы убедиться, что импортируемое мясо соответствует исламским законам.
Маали добавил, что затраты отличаются от одной поставки к другой, в зависимости от количества мясников, контролеров и рабочего времени на убой.
В IS EG работает около 150 наблюдателей, и она заключила контракт с тремя компаниями в Южной Америке, чтобы обеспечить 1200 мясников-мусульман, сказала она. Компания стремится унифицировать процесс выдачи халяльных сертификатов по всему миру, добавила она.
Однако заявления Маали мало пытались успокоить критиков.
Агентство по вопросам конкуренции Египта получило многочисленные жалобы на решение правительства, сообщил агентству «сомнительный орган» Мада Маср на условиях анонимности. По словам чиновника, расследование этих жалоб ведется в тайне.
В октябре сельскохозяйственный комитет парламента направил запрос о проведении брифинга для выяснения причины предоставления такой «подозрительной» компании монополии на выдачу сертификатов «Халяль», сообщил Маф Маср глава комитета Раиф Темраз.
Шерин Заки, глава комитета по безопасности пищевых продуктов при Ветеринарном синдикате Египта, в октябре подала заявление в Генеральную прокуратуру, в котором содержатся документы, свидетельствующие о коррупции на счет решения.
Заки сказал Мада Маср, что в отчете содержится случай с сертификатом Халяль, выданным бойне в Уругвае 28 июля, за несколько месяцев до того, как компания начала свою деятельность в Южной Америке в октябре, и даже до того, как она была зарегистрирована в августе.
Монополия IS EG означает, что она может собирать пошлины в размере более 11 миллионов долларов в год в Северной Америке и 10 миллионов долларов в Южной Америке, согласно подсчетам Мада Маср, которые предполагают, что цены на мясо и уровень импорта остаются неизменными в этом году по сравнению с прошлым годом.
Один импортер мяса заявил, что правительство не хочет, чтобы все эти прибыли получали органы сертификации. Государство считает, что эти деньги «лучше служат стране», сказал он.